tumblr visitor

Перейти к содержимому


Фотография

Естественные роды (ЕР)

роды

  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
156 ответов в этой теме

#1 marin4ik

marin4ik

    Мать Героиня

  • Members
  • 3 848 сообщений

Опубликовано 17 Декабрь 2011 - 11:46

Все об естественных родах - без обезболивания и других вмешательств.

#2 alexsashka

alexsashka

    СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ

  • Members
  • 3 334 сообщений
  • Городholon

Опубликовано 19 Декабрь 2011 - 01:32

звучит хорошо. но на практике редко бывает. поэтому настраиваться через чур себя не надо.
я думаю только когда стремительные роды такое возможно.

#3 marinao22

marinao22

    Дипломированная акушерка

  • Newcomers
  • 13 сообщений

Опубликовано 19 Декабрь 2011 - 12:50

Деревенские роды

рожающая женщина и появляющийся на свет ребенок считались существами, находящимися в состоянии перехода, и поэтому могли легко подвергнуться влиянию всевозможных магических воздействий, и даже недобрых мыслей, — им мог навредить любой человек, узнавший о родах. Чтобы избежать нежелательных воздействий на мать и дитя факт начала родов, равно как и их срок, тщательно скрывался. Д.К. Зеленин в своей книге по этнографии восточных славян пишет: «Приближение родов и самые роды роженица тщательно скрывает; существует твердое убеждение, что родовые муки будут тем сильнее, чем больше людей узнает о происходящем разрешении от бремени. Наиболее тщательно скрывают это от незамужних девушек, в особенности от старых дев, а также от хитрых и злых людей, которые могут причинить вред (испортить, сглазить и т.д.). Это распространяется не только на людей, но и на рожающих животных, и нередко бывает так, что хозяин дома нарочно приглашает в гости какого-либо доброжелательного человека на то время, пока его корова или другое животное не разрешится благополучно от бремени.»

По этому же поводу Попов в своей книге пишет: «Самое наступление родов часто скрывается до самой последней критической минуты и лишь тогда только сообщается об этом кому-нибудь из самых близких в семье. «Оборони Бог, если кто спознает, что баба родит, замучит ее, ни за что не родит как должно». Она должна будет лишнее страдать за всякого, кто узнает об этом, и будет мучиться за каждый грех узнавшего (Шуйск. у. Владимирск. г., Ветлужск. у. Костромская г.)». Даже в случаях неожиданных родов крестьянки проявляют смекалку и находчивость, вытекающую из суеверного убеждения, что «о наступлении родов никто из посторонних знать не должен. Сноха, почувствовав приближение родов, сообщает о том свекрови. Та, как бы нечаянно, ломает свою косу, и словами: «дай-ка мне, Марьюшка, свою косу, а ты сбегай домой и принеси другую», — дает ей повод не обращая на себя внимания присутствующих, удалиться с поля (Солигалич. у. Костромск. г.).»

У русских существовало также поверье, что если о родах узнает девушка, то роженица должна будет отмучиться за каждый волосок на ее голове. В Сибири считалось, что оглашение родов «увеличивает болезни и бывает причиной про-должительного разрешения от бремени», и за каждого узнавшего о родах придется «столько отмучиться, сколько у него волос».
Исходя из мифологических представлений об уязвимости роженицы, считалось, что, не нанося ей вреда, о родах могли знать только ее мать и повитуха. В некоторых местностях этот круг посвященных лиц расширялся до свекрови и мужа. Присутствие только этих людей считалось безопасным, а иногда даже желательным для роженицы. Участие в родах всех остальных и даже само их зна-ние о родах, считалось не только опасным, но и вредоносным.

Тем не менее, в разных местностях оказать пособие в родах и присутствовать при них могли и другие близкие. Например, у карел к роженице могли пригласить какую-нибудь опытную родственницу или знакомую, которая могла бы оказать ей помощь. В больших семьях в роли повитухи часто выступала свекровь для своих невесток. Но, разумеется, предпочтение отдавалось повивальной бабке, наиболее опытной в таких делах, особенно, если она имела множество благополучных и здоровых восприемников.

В крайне редких случаях роды жены принимал муж. К его участию в родах в различных местностях относились по-разному: где-то к родам он не допускался вообще, а где-то играл довольно активную роль.

Повивальная бабка — лицо, которое не избиралось. Женщина добровольно принимала на себя определенные обязанности. Не каждая женщина могла стать повитухой: ею всегда была пожилая или даже старая женщина. Иногда более определенно указывается, что она обязательно должна иметь своих детей, то есть иметь опыт не менее трех собственных родов.Достаточно строгие требования предъявлялись к нравственному поведению повитух: «бабка должна быть безупречного поведения и незамеченная в неверности мужу». Безнравственность поведения повитухи, по представлениям деревенских жителей могла привести к тому, что привитые ею дети не будут жить или родятся больными. Обращали также внимание на черты характера бабки, чтобы она не была злонравной и сварливой, так как, согласно поверью, характер бабки передается ее восприемникам. При выборе повитухи обращали внимание также на то, «счастлива ли она в своем семействе». Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои дети умирали, так как, по поверью, ребенок при такой бабке родится мертвым. Большое внимание уделяли тому, живут ли принятые повитухой дети. Жизнеспособность новорожденных свидетельствовала о том, что у повитухи легкая рука.

В русской деревне роды были чрезвычайно частым и обыденным явлением. О неприхотливости обстановки деревенских родов, а также о выносливости и необыкновенном терпении русской женщины, говорят многочисленные случаи родов описанные в книге Попова «Русская народно-бытовая медицина». Приведем некоторые из них:

В одной семье совпали роды у свекрови и невестки. Бабушка увела рожениц в конюшню, настлала соломы и положила одну роженицу в одном углу, а другую в другом. Когда разродилась одна, бабушка принялась за другую и приняла второго ребенка.

«Семья у нас большая, — рассказывает баба о своих родах, — одних мужиков пять. После ужина стало меня мутить, а я и виду не показываю, только думаю, как бы обмануть всех, чтобы не догадались. В хлев уйти морозно было, хлев у нас не мшоный, вот я и говорю: что-то меня знобит, видно я простыла, пойдука да залезу в печку. Все и поверили, а я в печке-то и родила.»

Иногда роды застают деревенскую женщину совершенно врасплох, и она родит, буквально, где Господь приведет. Едет крестьянка с братом по лесу, чувствует, что настало время родить, терпеливо переносит схватки, сходит, наконец, с лошади и под предлогом естественной нужды заходит за кусты. Минут через 20-1/2 часа баба благополучно разрешается, выходит из-за кустов с ребенком в подоле и продолжает путь. Другая баба везет из города в деревню, верст за 16, воз кирпичей и сама идет пешком. На половине дороги, среди леса, ее застигают роды. Повернув лошадь в кусты, она родит, случившимся при ней ножом перерезывает пуповину, перевязывает ее, кладет ребенка в подол и продолжает путь до деревни около 8 верст по-прежнему пешком (Пошехонский у. Ярославская г.).

Особенно поразительны, по своей выносливости и присутствию духа роженицы, роды которых происходят во время страды, в поле. Там, приехавшая за 5 верст для жнитва женщина родит на полосе одна, возвращается с ребенком домой, никого не прося о помощи, сама топит баню и моет ребенка (Шуйский у. Владим. г.). В другом месте молодая, беременная первым ребенком, сноха жнет рожь со свекровью, чувствует приближение родов и сообщает об этом свекрови. Пока та бегает в село за повитухой, сноха родит, забирает детище и бывшую при ней одежду, тащится домой и встречает свекровь с бабкой уже в селе (Краснослободск у. Пензенск. г.). «- Пока я прибежала в поле, — рассказывает мужу о родах жены бабка, — а женушка твоя уж родила. Отрезали мы тут же серпом пупочек, справили все, как следует, и добрели, слава Богу, до дома» (Брянск. у. Орловск. г.).
Место родов

В связи с твердым убеждением, что роды должны произойти без посторонних взоров, во многих местностях существовал обычай рожать особенно первого ребенка в доме матери, «которая всегда сумеет под благовидным предлогом удалить из избы членов семьи или найти укромное местечко для родов дочери». Наиболее часто это делалось в достаточных семьях, где не нужны были лишние рабочие руки, и было труднее скрыться от постороннего глаза. Если дом матери находился далеко, беременная отправлялась туда заблаговременно, за 2-3 недели до родов и жила там, пока не разрешалась от бремени.

Иногда многочисленность крестьянских семей и теснота помещений заставляла роженицу удаляться в дом какой-нибудь старухи или вдовы. Часто по этой же причине роженица спешила в дом повитухи и рожала там. Но чаще всего роды совершаются дома. Однако представления о нечистоте роженицы предопределяли место родов не в собственной избе, а за ее пределами. На время родов женщина стремилась покинуть жилую избу и довольно часто удалялась в баню, которая, как правило, всегда была отдельно стоящим помещением. В ожидании родов баню регулярно топили, чтобы иметь возможность распарить роженицу и размягчить ее тело, и тем самым облегчить роды, сделать их мягче. Кроме этого в бане можно было вымыть роженицу и достигнуть ее чистоты, как перед родами, так и после них.

Нередко местом для родов становились хлев, закут для скота, овчарня или конюшня, которые тоже находились за пределами жилой избы. Выбор такого своеобразного места для родов связан с удобной возможностью укрыться от нежелательных взоров, а также с представлением о благотворном влиянии домашней скотинки на процесс родов. Эти верования отражены во многих крестьянских рассказах. Например, мужик из карельской деревни рассказывал, что его жена не могла разродиться в доме трое суток. Приглашенная повитуха перевела ее в овчарню, где женщина разрешилась от бремени через три часа.

Дни перед родами и начало родов

Перед родами и во время них значительно выступает их религиозно-мистическая значимость. Именно в связи с мифологическим и судьбоносным значением родов различные магические действия и обряды начинают проводиться за некоторое время до их наступления. В этих ритуалах участвуют различные культовые предметы, молитвы и заговоры, которые должны были послужить для обеспечения благополучных родов или их облегчения в случае каких-либо осложнений.
Ритуальные действия

За сутки — трое до родов с беременной начинали снимать верхнюю одежду и в конце концов оставляли ее в одном нижнем белье. Ей расстегивали ворот, удаляли с волос все заплетки, чтобы ничего не стесняло начало родов и выход ребенка. Женщина должна была свободно расхаживать по избе, переступая через все пороги — как она свободно расхаживает по дому, так же свободно должен выйти из нее на свет ребенок.

Очень часто перед родами муж беременной, а иногда и все домашние вместе с детьми, становятся на молитву. В некоторых местах накануне родов женщина просит благословения родителей и предков. Более распространенным обычаем было взаимное прощение роженицы и родных. Иногда в этом обряде участвовали все соседи женщины. В других случаях роженица прощается со всеми и всем земным миром («простите меня святые угоднички, мать сыПоведение домашних во время родов

Домашние, присутствие которых во время родов было нежелательно, под разными предлогами выпроваживались из дома. Сначала поверенная роженицы (мать, свекровь или кто-то из старших женщин в семье) отправляла по разным делам самых нежелательных домочадцев. Другие, кто подогадливее, сами находили себе причину или какую-нибудь работу и уходили из дома. Уйдя к соседям или еще куда-нибудь, домочадцы тщательно старались избежать всяких расспросов и догадок посторонних. Если же случалось так, что кто-то из семейных никуда не успел уйти или не нашел для этого подходящего повода, то он, оставаясь дома, симулировал свое отсутствие, например, притворялся спящим и т.п.
Приглашение повитухи

Поскольку было чрезвычайно важно скрыть факт родов от соседей и большинства домашних, повитуха никогда не приглашалась заблаговременно. Ее приглашали только с началом родовых схваток. Приглашение обставлялось таким образом, чтобы никто не узнал, из какого дома зовут повитуху, и для этого использовались различные ухищрения. Получив приглашение, повивальная бабка тайно пробирается к роженице, идя дворами, через огороды, чтобы скрыться от людских глаз. Выйдя за ворота собственного дома, она начинает читать молитвы, обращаясь к востоку, и читает их в продолжение всего своего пути к дому, где идут роды.

Войдя в дом, повитуха приветствует роженицу словами: «Помогай Бог трудиться!» Затем бабка располагает и осматривает женщину, определяясь на каком этапе роды. Она подбадривает и успокаивает роженицу, настраивая ее на добрый лад. Затем бабка переодевает роженицу во все чистое и переодевается в чистое сама. Переодевшись, повитуха производит необходимые ритуальные действия: зажигает перед иконами свечу, опрыскивает роженицу и дает ей попить крещенской воды, окуривает ее росным ладаном. Так начинаются деревенские роды с участием повивальной бабки.
ра-земля, батюшка с матушкой» и т.д.), или просит прощения только у домашних, или у роженицы просит прощения ее муж.Поведение домашних во время родов

Домашние, присутствие которых во время родов было нежелательно, под разными предлогами выпроваживались из дома. Сначала поверенная роженицы (мать, свекровь или кто-то из старших женщин в семье) отправляла по разным делам самых нежелательных домочадцев. Другие, кто подогадливее, сами находили себе причину или какую-нибудь работу и уходили из дома. Уйдя к соседям или еще куда-нибудь, домочадцы тщательно старались избежать всяких расспросов и догадок посторонних. Если же случалось так, что кто-то из семейных никуда не успел уйти или не нашел для этого подходящего повода, то он, оставаясь дома, симулировал свое отсутствие, например, притворялся спящим и т.п.
Приглашение повитухи

Поскольку было чрезвычайно важно скрыть факт родов от соседей и большинства домашних, повитуха никогда не приглашалась заблаговременно. Ее приглашали только с началом родовых схваток. Приглашение обставлялось таким образом, чтобы никто не узнал, из какого дома зовут повитуху, и для этого использовались различные ухищрения. Получив приглашение, повивальная бабка тайно пробирается к роженице, идя дворами, через огороды, чтобы скрыться от людских глаз. Выйдя за ворота собственного дома, она начинает читать молитвы, обращаясь к востоку, и читает их в продолжение всего своего пути к дому, где идут роды.

Войдя в дом, повитуха приветствует роженицу словами: «Помогай Бог трудиться!» Затем бабка располагает и осматривает женщину, определяясь на каком этапе роды. Она подбадривает и успокаивает роженицу, настраивая ее на добрый лад. Затем бабка переодевает роженицу во все чистое и переодевается в чистое сама. Переодевшись, повитуха производит необходимые ритуальные действия: зажигает перед иконами свечу, опрыскивает роженицу и дает ей попить крещенской воды, окуривает ее росным ладаном. Так начинаются деревенские роды с участием повивальной бабки.

Взгляды на роженицу и новорожденного

Отношение к роженице и новорожденному строилось на основе мифологических представлений о родах, как об акте смерти-возрождения, т.е. умирании в загробном царстве и рождении в земном мире. Исходя их этого представления, рожающая женщина и появляющийся на свет ребенок считались существами, находящимися в состоянии перехода, и поэтому могли легко подвергнуться влиянию всевозможных магических воздействий, и даже недобрых мыслей, — им мог навредить любой человек, узнавший о родах. Чтобы избежать нежелательных воздействий на мать и дитя факт начала родов, равно как и их срок, тщательно скрывался. Д.К. Зеленин в своей книге по этнографии восточных славян пишет: «Приближение родов и самые роды роженица тщательно скрывает; существует твердое убеждение, что родовые муки будут тем сильнее, чем больше людей узнает о происходящем разрешении от бремени. Наиболее тщательно скрывают это от незамужних девушек, в особенности от старых дев, а также от хитрых и злых людей, которые могут причинить вред (испортить, сглазить и т.д.). Это распространяется не только на людей, но и на рожающих животных, и нередко бывает так, что хозяин дома нарочно приглашает в гости какого-либо доброжелательного человека на то время, пока его корова или другое животное не разрешится благополучно от бремени.»

По этому же поводу Попов в своей книге пишет: «Самое наступление родов часто скрывается до самой последней критической минуты и лишь тогда только сообщается об этом кому-нибудь из самых близких в семье. «Оборони Бог, если кто спознает, что баба родит, замучит ее, ни за что не родит как должно». Она должна будет лишнее страдать за всякого, кто узнает об этом, и будет мучиться за каждый грех узнавшего (Шуйск. у. Владимирск. г., Ветлужск. у. Костромская г.)». Даже в случаях неожиданных родов крестьянки проявляют смекалку и находчивость, вытекающую из суеверного убеждения, что «о наступлении родов никто из посторонних знать не должен. Сноха, почувствовав приближение родов, сообщает о том свекрови. Та, как бы нечаянно, ломает свою косу, и словами: «дай-ка мне, Марьюшка, свою косу, а ты сбегай домой и принеси другую», — дает ей повод не обращая на себя внимания присутствующих, удалиться с поля (Солигалич. у. Костромск. г.).»

У русских существовало также поверье, что если о родах узнает девушка, то роженица должна будет отмучиться за каждый волосок на ее голове. В Сибири считалось, что оглашение родов «увеличивает болезни и бывает причиной про-должительного разрешения от бремени», и за каждого узнавшего о родах придется «столько отмучиться, сколько у него волос».

В южных местностях, на Украине считалось, что колдун или ведьма ждут родов и специально подкарауливают их, чтобы навести порчу на роженицу и ново-рожденного, чтобы получить себе их жизнь и продлить свои годы и молодость.

В некоторых местностях девушка, случайно узнавшая о родах, должна была поить роженицу водой из своего рта, чтобы не принести ей вреда.

Наряду с этим бытовали также представления об обрядовой нечистоте роженицы и новорожденного, как существ находящихся в состоянии перехода и обладающих свойствами потусторонних сил, опасных для живых людей. Ситуация родов наделяла мать и младенца особой магией, которая могла навредить окружающим, поскольку была напрямую связана с силами смерти. Именно по этой причине роды никогда не проводились в общественном помещении, для них всегда считалось предпочтительным отдельно стоящее строение. «Женщина издавна и почти всюду считалась и считается, первое время после родов, существом нечистым и это-то мнение и оказывает, по-видимому, влияние на её обязательное удаление из общесемейного помещения. В некоторых местностях даже члены того семейства, где есть родильница, считаются нечистыми и до тех пор, пока священник не совершит над нею очистительной молитвы, никто из них не бывает в церкви (Алатырск. у. Симбирск. г.).» (Попов, «Русская народно-бытовая медицина»)

Кто мог присутствовать при родах

Исходя из мифологических представлений об уязвимости роженицы, считалось, что, не нанося ей вреда, о родах могли знать только ее мать и повитуха. В некоторых местностях этот круг посвященных лиц расширялся до свекрови и мужа. Присутствие только этих людей считалось безопасным, а иногда даже желательным для роженицы. Участие в родах всех остальных и даже само их зна-ние о родах, считалось не только опасным, но и вредоносным.

Тем не менее, в разных местностях оказать пособие в родах и присутствовать при них могли и другие близкие. Например, у карел к роженице могли пригласить какую-нибудь опытную родственницу или знакомую, которая могла бы оказать ей помощь. В больших семьях в роли повитухи часто выступала свекровь для своих невесток. Но, разумеется, предпочтение отдавалось повивальной бабке, наиболее опытной в таких делах, особенно, если она имела множество благополучных и здоровых восприемников.

В крайне редких случаях роды жены принимал муж. К его участию в родах в различных местностях относились по-разному: где-то к родам он не допускался вообще, а где-то играл довольно активную роль.

Повитуха

Повитуха или повивальная бабка — помощница при родах. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Повитухи оказывали элементарную акушерскую помощь, совершали соответствующие религиозно-магические действия, стараясь, во-первых, облегчить роды, во-вторых, обеспечить здоровье матери и ребенку.

Репутация хорошей повитухи основывалась на богатом личном опыте, который приобретался женщиной при оказании помощи роженицам и основывался на глубоком знании необходимых обрядов и магических средств, усвоенных ею от старших повитух. Хотя бабка приобретала свои знания на практике во время многочисленных родов, но есть сведения, что существовала традиция передачи знаний и опыта, то есть повитуха получала образование у более старой и опытной бабушки, которая руководила ученицей. Особенно распространено это было у карел. Заметим, что именно так институт повитух обеспечивал устойчивую преемственность традиционного комплекса родильной обрядовости, благодаря чему в ней сохранилось немало архаических элементов; сам институт повитух в деревнях Карелии функционировал вплоть до 1930 года.

Повивальная бабка — лицо, которое не избиралось. Женщина добровольно принимала на себя определенные обязанности. Не каждая женщина могла стать повитухой: ею всегда была пожилая или даже старая женщина. Иногда более определенно указывается, что она обязательно должна иметь своих детей, то есть иметь опыт не менее трех собственных родов. Кроме этого у нее «не должно быть уже месячных очищений», и она «не должна была сама носить детей». В некоторых местах считалось, что повивать не должны «мужние жены», а лишь вдовы, то есть исключалась возможность половой жизни. Это связывалось с моральными качествами повитухи, ее заботой о собственном семействе: «Хороша бабка — своих детей бросила, а чужих прививать пошла!» — говорили крестьянки.

Достаточно строгие требования предъявлялись к нравственному поведению повитух: «бабка должна быть безупречного поведения и незамеченная в неверности мужу». Безнравственность поведения повитухи, по представлениям деревенских жителей могла привести к тому, что привитые ею дети не будут жить или родятся больными. Обращали также внимание на черты характера бабки, чтобы она не была злонравной и сварливой, так как, согласно поверью, характер бабки передается ее восприемникам. При выборе повитухи обращали внимание также на то, «счастлива ли она в своем семействе». Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои дети умирали, так как, по поверью, ребенок при такой бабке родится мертвым. Большое внимание уделяли тому, живут ли принятые повитухой дети. Жизнеспособность новорожденных свидетельствовала о том, что у повитухи легкая рука.

Узкая специализация повитух заметно выделяла их из института знахарей, хотя резкой грани между теми и другими не существовало. Многие бабки занимались знахарской практикой: им частенько приходилось лечить женские и детские заболевания, снимать у детей и беременных сглаз и отводить порчу. Многие из бабушек лечили такое распространенное и страшное заболевание, как родимец, то есть детская эпилепсия. Специализация повитух проявлялась не только в комплексе теоретических знаний и практических навыков, но в значительной степени и в ее религиозно-магическом арсенале, хотя в своей основе он почти не отличался от знахарского.

Одним из важнейших религиозно-магических средств повитухи считали заклинания и заговоры. У каждой повитухи, кроме того, имелся свой набор магических средств. Карельские повитухи, например, использовали ртуть (считалось, что ртуть облегчает роды), смолу, первую шерсть ягненка, серебряную монету, личинок, добытых из гнилого дерева («как личинка пролезает сквозь древесину, так и ребенок проложит себе путь») и т.п.

Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице. Отказ прийти на роды осуждался окружающими и рассматривался как непростительный грех. Поэтому наиболее известным повитухам приходилось часто откладывать свои домашние дела и спешить на роды.

В «профессиональные» обязанности повитухи входило не только принять роды, но и убрать послеродовую грязь, оказать возможную помощь по уходу за матерью и ребенком, окрестить новорожденного (если ребенок родился нежизнеспособным) и дать ему при крещении имя. Как правило, послеродовой уход повитуха осуществляла в течение трех дней, после чего роженица оставалась на попечении домашних. Иногда бабушка жила вместе с роженицей и помогала ей вместо обычных трех пять-семь дней. Если в семье не было больше взрослых женщин, то бабка брала на себя роль хозяйки и исполняла все необходимые по дому работы до тех пор, пока женщина сама не была в состоянии работать. В течение всего того времени, пока бабка ухаживала за роженицей, ей не разрешалось есть из общих чашек, так как участие в родах оскверняло ее, и она считалась нечистой до обряда размывания рук.

Повитухи пользовались большим уважением. Особенно почтительно относились к ним восприемники, с которыми бабка сохраняла связь на всю жизнь. В народном календаре есть специальный день — 8 января «бабьи каши», когда чествовали бабок-повитух и делали им относ, то есть подношение или пожертвование. В общественном положении повитухи чувствуется двойственное отношение к этой профессии: с одной стороны, на повитуху распространяется сопутствующая родам обрядовая нечистота, с другой стороны, она — хранительница матери и ребенка. Интересны поверья крестьян о загробном воздаянии повитухе, о связи между повитухой и привитыми ею детьми «на том свете». Например, считалось, что повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям. За нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам. В то же время говорили, что повитуха «на том свете» будет таскать пупы принятых ею детей, поэтому каждой бабке необходимо за свою жизнь подарить хоть одному нищему мешок, который по смерти пригодится ей для ношения пупков.

Место родов

В связи с твердым убеждением, что роды должны произойти без посторонних взоров, во многих местностях существовал обычай рожать особенно первого ребенка в доме матери, «которая всегда сумеет под благовидным предлогом удалить из избы членов семьи или найти укромное местечко для родов дочери». Наиболее часто это делалось в достаточных семьях, где не нужны были лишние рабочие руки, и было труднее скрыться от постороннего глаза. Если дом матери находился далеко, беременная отправлялась туда заблаговременно, за 2-3 недели до родов и жила там, пока не разрешалась от бремени.

Иногда многочисленность крестьянских семей и теснота помещений заставляла роженицу удаляться в дом какой-нибудь старухи или вдовы. Часто по этой же причине роженица спешила в дом повитухи и рожала там. Но чаще всего роды совершаются дома. Однако представления о нечистоте роженицы предопределяли место родов не в собственной избе, а за ее пределами. На время родов женщина стремилась покинуть жилую избу и довольно часто удалялась в баню, которая, как правило, всегда была отдельно стоящим помещением. В ожидании родов баню регулярно топили, чтобы иметь возможность распарить роженицу и размягчить ее тело, и тем самым облегчить роды, сделать их мягче. Кроме этого в бане можно было вымыть роженицу и достигнуть ее чистоты, как перед родами, так и после них.

Нередко местом для родов становились хлев, закут для скота, овчарня или конюшня, которые тоже находились за пределами жилой избы. Выбор такого своеобразного места для родов связан с удобной возможностью укрыться от нежелательных взоров, а также с представлением о благотворном влиянии домашней скотинки на процесс родов. Эти верования отражены во многих крестьянских рассказах. Например, мужик из карельской деревни рассказывал, что его жена не могла разродиться в доме трое суток. Приглашенная повитуха перевела ее в овчарню, где женщина разрешилась от бремени через три часа.

Дни перед родами и начало родов

Перед родами и во время них значительно выступает их религиозно-мистическая значимость. Именно в связи с мифологическим и судьбоносным значением родов различные магические действия и обряды начинают проводиться за некоторое время до их наступления. В этих ритуалах участвуют различные культовые предметы, молитвы и заговоры, которые должны были послужить для обеспечения благополучных родов или их облегчения в случае каких-либо осложнений.

Ритуальные действия

За сутки — трое до родов с беременной начинали снимать верхнюю одежду и в конце концов оставляли ее в одном нижнем белье. Ей расстегивали ворот, удаляли с волос все заплетки, чтобы ничего не стесняло начало родов и выход ребенка. Женщина должна была свободно расхаживать по избе, переступая через все пороги — как она свободно расхаживает по дому, так же свободно должен выйти из нее на свет ребенок.

Очень часто перед родами муж беременной, а иногда и все домашние вместе с детьми, становятся на молитву. В некоторых местах накануне родов женщина просит благословения родителей и предков. Более распространенным обычаем было взаимное прощение роженицы и родных. Иногда в этом обряде участвовали все соседи женщины. В других случаях роженица прощается со всеми и всем земным миром («простите меня святые угоднички, мать сыра-земля, батюшка с матушкой» и т.д.), или просит прощения только у домашних, или у роженицы просит прощения ее муж.

Ритуальные предметы для облегчения родов

Для обеспечения полной безопасности роженицы и новорожденного от злых сил и мыслей недобрых людей, а также для обеспечения связи с высшими божественными силами, в родах применялись различные магические приемы, в которых участвовали следующие культовые предметы и обереги:

* иконы и библия, свечи церковные праздничные и свечи венчальные;
* красный пояс мужа роженицы, который он надевал на себя, его подвенечная рубаха или чистая надеванная рубаха, холстина, оторванная от старой рубахи или порток мужа;
* льняное семя, пшеница, рожь или овес; цветы ромашки и васильков, иногда бессмертники;
* ржаной хлеб, соль, яйцо.

Молитвы на благополучные роды

1. Казанская Божия Матерь, Иерусалимская Божия Матерь, Смоленская Божия Матерь, не погнушайся, мне грешной помоги при родах!
2. Пресвятая Богородица, отпусти Матушку Соломониду, не погнушайся мною грешной, помоги мне при родах!

По народным представлениям, бабушка Соломея — повитуха, которую позвал Иосиф во время божественных родов Марии, принявшая младенца Иисуса Христа. Бабушка Соломея — покровительница и помощница повитух.
3. Господи Исусе Христе, Николай Угодник, Пятница Параскева, Варвара Великомученица, простите меня! Все православные христиане, Мать сыра-земля, Небо синее, Солнце ясное, (далее роженица перечисляет родных, друзей и даже домашних животных, которых могла обидеть).

Приглашение повитухи

Поскольку было чрезвычайно важно скрыть факт родов от соседей и большинства домашних, повитуха никогда не приглашалась заблаговременно. Ее приглашали только с началом родовых схваток. Приглашение обставлялось таким образом, чтобы никто не узнал, из какого дома зовут повитуху, и для этого использовались различные ухищрения. Получив приглашение, повивальная бабка тайно пробирается к роженице, идя дворами, через огороды, чтобы скрыться от людских глаз. Выйдя за ворота собственного дома, она начинает читать молитвы, обращаясь к востоку, и читает их в продолжение всего своего пути к дому, где идут роды.

Войдя в дом, повитуха приветствует роженицу словами: «Помогай Бог трудиться!» Затем бабка располагает и осматривает женщину, определяясь на каком этапе роды. Она подбадривает и успокаивает роженицу, настраивая ее на добрый лад. Затем бабка переодевает роженицу во все чистое и переодевается в чистое сама. Переодевшись, повитуха производит необходимые ритуальные действия: зажигает перед иконами свечу, опрыскивает роженицу и дает ей попить крещенской воды, окуривает ее росным ладаном. Так начинаются деревенские роды с участием повивальной бабки.

Ведение родов

Повитуха оказывала роженице помощь, основанную на различных приемах, имеющих вполне рациональный физиологический смысл, а также выполняла роль психотерапевта и культового лица, умеющего вступать в контакт с потусто-ронними силами. На помощь потусторонних сил особенно уповали в случае, если роды шли неблагополучно.

Период схваток

Во время схваток самым главным родовспомогающим средством, ускоряющим раскрытие шейки матки, считалось расстегивание ворота рубахи роженицы, снимание пояса, серег, колец, развязывание всех узлов, имеющихся на ней, и расплетание кос. Как правило, этими мерами не ограничивались и продолжали освобождение хода ребенку с помощью открывания в доме всех дверей, отпирания замков, открывания заслонок, печей, ворот, ящиков и т.д., поскольку «если все будет развязано и открыто, то и роды развяжутся скорее и у роженицы также свободно откроются все «затворы и запоры», затрудняющие выход ребенка».

На схватках женщина, как правило, свободно расхаживает по дому. Если она самостоятельно не может этого делать, то ее водят под руки. При нормальных родах родовспомогающая роль повитухи сводится к оглаживанию живота, массированию поясницы роженицы с приговорами — «расступитеся, раство-ритеся косточки». Помимо этого бабка все время крестится, молится, кладет земные поклоны, подбадривает и утешает роженицу.

Во время родов роль повитухи как психотерапевта очень велика. Это отмечает в своей книге Попов: «Предпочтение бабок акушеркам объясняется, по большей части, их более ровным и понятным для роженицы обращением, иногда выработанной опытом или природною ласковостью, нередко большею авторитетностью, часто основанной на прекрасном знании условий обстановки и быта роженицы и т.п. Повитуха всегда лучше потрафит и угодит роженице: сводит, вымоет и попарит в бане, понянчится с новорожденным, приберет, если нужно, избу, поможет по хозяйству».

Во время родовых схваток всеми повитухами считалось очень важным, чтобы роженицу тошнило и рвало. Считалось, что при этом хорошо раскрывается шейка матки. В действительности это так и есть — тошнота и рвота появляются в завершении периода раскрытия, когда шейка матки достигла максимального раскрытия. Для того, чтобы спровоцировать у роженицы рвоту, бабки использовали различные приемы: поили ее дрожжами, раздражали горло пальцами или кончиком ее собственной косы и т.д. После рвоты ожидали увеличения интенсивности схваток — «роженицу сорвет, вот силу Бог и даст» — говорили бабки.

Отхождение вод

Когда разрывался плодный пузырь, считалось что роды приблизились к их успешному завершению и вот-вот покажется ребенок. У Попова так описан этот момент: «Снова сильная потуга — и полилась околоплодная жидкость. — «Ну, слава Богу, — радуется бабка, — запорище прошибло и краски показалися, теперича по мокрому шибче пойдет».
Потужной период

Во время потуг до самого появления головки ребенка через наружные половые органы роженица оставалась в вертикальном положении. Считалось, что «при стоячем положении женщины ребенок скорее и свободнее выйдет, при лежании же он может подкатиться под ложечку. Чтобы он не «застоялся», а также чтобы «расходились все жилы роженицы и все ея члены», считается очень часто полезным водить роженицу по избе до тех пор, пока не покажется головка ребенка. Широко распространен также прием проведения потуг, зависая на веревке, перекинутой через потолочный брус (матицу). Ухватившись руками за веревку, роженица упирается пятками в кровать или пол избы, стараясь находиться в полу висячем положении. «Каждая вещь упадет наземь, коли ни на чем не держится, — объясняют этом прием бабки, — потому и ребенка, тут тоже к земле тянет, а коли лежит баба, как есть, ну и он лежит смирно.» (Борисоглебск. у. Тамб. г.) Особенно рекомендуется применять этот прием, когда из половых путей покажется головка младенца.

Кроме этого довольно часто крестьянские женщины рассказывают, что они тужились стоя на коленях или на четвереньках, приседая на корточки. Положение, лежа в традиционных деревенских родах, использовалось крайне редко.

Родовые позы

На финальных стадиях родов чаще всего деревенские женщины принимали позу на коленях, на корточках, на четвереньках, зависая. Реже для появления ребенка на свет роженица ложилась. Если бабе случалось рожать самостоятельно, без посторонней помощи, она, как правило, становилась на корточки или на колени. Если же роды принимала повитуха, то, возможно, было положение лежа. Ожидая появления новорожденного, роженице подстилали овчину, уложенную мехом наверх, или подстилали солому. И солома, и шкура животного считались оберегом для матери и младенца и облегчали выход ребенка.

Появление головки младенца

После появления головки из родовых путей повитуха кладет роженицу, берется руками за головку младенца и потихоньку раскачивая, выводит ее на свет божий. При этом она руководит потугами женщины, предлагая ей потужиться сильнее или сдержать потугу.

Моменту выхода головки младенца придавалось особое значение. Считалось, что именно в это время предрешается его судьба, поэтому повитуха говорила роженице, чтобы та в этот момент попросила у Бога хорошую долю для своего ребенка. «Говори, Господи, дай счастье, дай долю!» — наставляет бабка роженицу, и та повторяла эти слова. После рождения ребенка роженица чаще всего садилась таким образом, что новорожденный лежал у нее в ногах. Склонясь над младенцем мать и повивальная бабка осматривали его. Мать гладила новорожденного, восхищаясь своим чадом, говорила ему ласковые слова. В этой позе женщина оставалась до того момента, пока не отпульсирует пуповина. Согласно народным представлениям пуповина — это связь малыша с матерью и внешним миром, а послед — это двойник ребенка. Основываясь на этих представлениях, по отношению к пуповине и последу производился целый ряд магических действий. Например, от пересечения и перевязывания пуповины зависела привязанность ребенка к матери, а также его смышленость и способность к различной деятельности. Поэтому часто пуповину девочки пересекали на гребенке, чтобы она была домовитой хозяйкой и умелой пряхой, а пуповину мальчика — на топорище, чтобы он был хорошим хозяином и умело справлялся с топором.

Пуповину перевязывали прядями льна переплетенного с волосами матери, взятыми из правого виска или из правой косы. Эта процедура считалась ритуальным действием, где лен выполнял функцию оберега и символизировал связь с предками-прародителями и Матерь сырой-землей. Волосы матери брали для того, чтобы «ребенок был всю жизнь привязан к матери».

Поведение домашних во время родов

Домашние, присутствие которых во время родов было нежелательно, под разными предлогами выпроваживались из дома. Сначала поверенная роженицы (мать, свекровь или кто-то из старших женщин в семье) отправляла по разным делам самых нежелательных домочадцев. Другие, кто подогадливее, сами находили себе причину или какую-нибудь работу и уходили из дома. Уйдя к соседям или еще куда-нибудь, домочадцы тщательно старались избежать всяких расспросов и догадок посторонних. Если же случалось так, что кто-то из семейных никуда не успел уйти или не нашел для этого подходящего повода, то он, оставаясь дома, симулировал свое отсутствие, например, притворялся спящим и т.п.

Приглашение повитухи

Поскольку было чрезвычайно важно скрыть факт родов от соседей и большинства домашних, повитуха никогда не приглашалась заблаговременно. Ее приглашали только с началом родовых схваток. Приглашение обставлялось таким образом, чтобы никто не узнал, из какого дома зовут повитуху, и для этого использовались различные ухищрения. Получив приглашение, повивальная бабка тайно пробирается к роженице, идя дворами, через огороды, чтобы скрыться от людских глаз. Выйдя за ворота собственного дома, она начинает читать молитвы, обращаясь к востоку, и читает их в продолжение всего своего пути к дому, где идут роды.

Войдя в дом, повитуха приветствует роженицу словами: «Помогай Бог трудиться!» Затем бабка располагает и осматривает женщину, определяясь на каком этапе роды. Она подбадривает и успокаивает роженицу, настраивая ее на добрый лад. Затем бабка переодевает роженицу во все чистое и переодевается в чистое сама. Переодевшись, повитуха производит необходимые ритуальные действия: зажигает перед иконами свечу, опрыскивает роженицу и дает ей попить крещенской воды, окуривает ее росным ладаном. Так начинаются деревенские роды с участием повивальной бабки.



'цитаты из форума - биополе .инфо.ру : роды в русской народной традиции:

#4 Nara

Nara

    Новорожденная Мамочка

  • Newcomers
  • 11 сообщений

Опубликовано 19 Декабрь 2011 - 10:28

У меня получились ЕР, слава Богу. Хотя в какой-то момент я начала подумывать об эпидуральной анастезии, но решила предварительно,чтоб проверили раскрытие, так как терпеть становилось тяжело. Характер схваток изменился, как оказалось позже это уже было на пути к потугам. И я решила дотерпеть, так как слышала, что эпидураль замедляет родовой процесс. Но эпизиотомию все-таки пришлось делать, так как головка малышки была большая.
А в целом я очень довольна, что обошлось без анестезии. На мой взгляд, она все же оказывает влияние на ребенка.

#5 Ana

Ana

    БЕЛОСНЕЖКА

  • Members
  • 9 283 сообщений
  • ГородNew York, USA

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:20

Сначала бы надо определиться, что считать ЕР в наши дни?Потому как многие счита, что роды без эпидураля -это уже ЕР.

#6 olgale

olgale

    БЛОНДИНКА В ЗАКОНЕ

  • Members
  • 1 380 сообщений

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 11:26

причем тут иконы?



line_403596.png
 

 


#7 Isida

Isida

    ХРУСТАЛЬНАЯ СНЕЖИНКА

  • Members
  • 8 455 сообщений
  • ГородNahariya

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 12:03

А у меня вторые роды были без обезбаливания, но с зирузом. Так это ЕР или нет теперь?

line_372186.png

line_372182.png


#8 Таня-Tanzi

Таня-Tanzi

    Мать Героиня

  • Members
  • 9 292 сообщений
  • ГородБат Ям

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 12:09

я на такие подвиги не готова B)

#9 Isida

Isida

    ХРУСТАЛЬНАЯ СНЕЖИНКА

  • Members
  • 8 455 сообщений
  • ГородNahariya

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:12

Я тоже была не готова :ph34r: . Как только ставили зируз, я попросила сразу епидураль-мне уже и так было больно, только схватки были не регулярные, каждые 7-10 мин , открытие 3 см.Так мне и акушерка и врач один голос заявили, что сначала посмотрим как пойдет раскрытие с часок и если нормально то сделаем эпидураль. А через час раскрытие 8 и сразу 10 и я начала рожать. Эпидураль уже было поздно ставить, зато отходила после родов намного легче :rolleyes:

line_372186.png

line_372182.png


#10 Таня-Tanzi

Таня-Tanzi

    Мать Героиня

  • Members
  • 9 292 сообщений
  • ГородБат Ям

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:18

я и схватки не знаю что это,у меня плановое кс было :D

#11 Isida

Isida

    ХРУСТАЛЬНАЯ СНЕЖИНКА

  • Members
  • 8 455 сообщений
  • ГородNahariya

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:29

Кесарево первый раз не отменяет ЕР второй раз. конечно все зависит еще от желания и от мед. показаний ;)

line_372186.png

line_372182.png


#12 Таня-Tanzi

Таня-Tanzi

    Мать Героиня

  • Members
  • 9 292 сообщений
  • ГородБат Ям

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:31

Кесарево первый раз не отменяет ЕР второй раз. конечно все зависит еще от желания и от мед. показаний ;)

в моем случае отменяет,срок слишком маленький прошел :P

#13 Снуник

Снуник

    Активная Мамочка

  • Members
  • 881 сообщений
  • ГородАшкелон

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:33

Кесарево первый раз не отменяет ЕР второй раз. конечно все зависит еще от желания и от мед. показаний ;)


в моем случае отменяет,срок слишком маленький прошел :P

А я вот попробую. Пока нет причин не пробовать...

#14 Таня-Tanzi

Таня-Tanzi

    Мать Героиня

  • Members
  • 9 292 сообщений
  • ГородБат Ям

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 01:37

ну меня врач предупредил что возможно даже еще немного раньше гдето 37-38 могут сделать,но надеюсь как и в первый раз в 38.5

#15 Снуник

Снуник

    Активная Мамочка

  • Members
  • 881 сообщений
  • ГородАшкелон

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 02:03

Мой врач пока ничего не говорит. Ждет что будет ближе к концу.
Если не будет показаний на кесарево - пойду сама. А если будут - то не буду спорить.

#16 Таня-Tanzi

Таня-Tanzi

    Мать Героиня

  • Members
  • 9 292 сообщений
  • ГородБат Ям

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 02:19

Мой врач пока ничего не говорит. Ждет что будет ближе к концу.
Если не будет показаний на кесарево - пойду сама. А если будут - то не буду спорить.

у тебя и времени больше прошло,но я все равно бы всеми правдами и неправдами на кс бы напросилась,трусиха в этих делах :rolleyes:

#17 Люба

Люба

    ЖАР-ПТИЦА

  • Members
  • 2 946 сообщений

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 02:31

я 3 раза рожала без зируза и без апидураля. только от мысли об кейсари страшно было, получается, я тоже трусиха, только в другую сторону. :rolleyes:

line.gif[/url] 

line.gif[/url] 


#18 marin4ik

marin4ik

    Мать Героиня

  • Members
  • 3 848 сообщений

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 02:36

Девушки, обычные роды после КС обсуждаем тут: http://mamsovet.co.i...BD%D0%B8%D1%8F/

#19 Hava

Hava

    ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛЛА

  • Members
  • 4 131 сообщений
  • ГородКармиэль
  • ИмяЕва

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 03:07

Я старшую родила без каких либо эпидуралей (тогда это еще вновинку было, даже если по великому блату). С младшей меня врач направлял на КС, а я старательно сопротивлялась, боялась тяжелого отходняка после операции. Поэтому когда на тром-нитуах в больнице мне сказали, что по их мнению никаких показаний к КС нет, радости моей не было предела.

#20 len4ik

len4ik

    Мать Героиня

  • Members
  • 6 490 сообщений
  • ГородКфар- Йона (Натания)

Опубликовано 20 Декабрь 2011 - 03:54

Я за быстрые ЕР.
А долгие с эпидуралем лучше :)
Имю опыт и того и другого. После ЕР быстрых отходняк однозначно легче. Ну и я оба раза сумела без швов обойтись, так что вообще хорошо.

line_359528.png

 

 






Темы с аналогичными тегами (одним или более): роды

Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей